Главная » 2007 » Август » 26 » По кусочкам - ВАЗ 21074, г. Люберцы Московской обл
По кусочкам - ВАЗ 21074, г. Люберцы Московской обл
14:07
Твёрдо решив двигаться вперёд, для начала попробовал сделать подиумы в
передние двери, если их так можно назвать. Все было очень примитивно и
просто, из фанеры изготовил на две двери небольшие площадки, из этой же
фанеры вырезал два кольца по ободку мидбаса, сделал небольшой наклон
вверх и на сиденье водителя. Когда весь этот каркас был скреплен
саморезами, заливал его монтажной пеной, на следующий день обрезал и
обтягивал карпетом. Потом готовую конструкцию закрепил на обшивках
дверей. ВЧ-динамики прикрутил на стойки лобового стекла и направил в
его центр. Саб собрал по принципу «лишь бы влез в ящик», который у меня
остался в подарок от приятеля. Ящик был очень небольшого размера, а
головка - фри-эйрной, ей и большой ящик был бы тесен. Все эти
компоненты подключил к четырехканальному усилителю, два канала на фронт
и два мостом на саб, и с нетерпением включил.
Так вот, даже кассетная магнитола в такой, с позволения сказать,
аудиосистеме зазвучала совсем по-другому, ведь раньше было лишь четыре
колонки, две спереди и два «блина» в задней полке, баса не хватало
катастрофически. После этого остановиться уже не мог. Магнитола
уступила место CD-ресиверу, менялись усилители, одних сабвуферов
поменял штук десять, передняя акустика стала трехкомпонентной, система
строилась как бы по кусочкам.
В выборе акустики я остановился на марке Hertz, и вот почему. Года три
назад мой сосед по лестничной клетке купил себе новую «девяточку» и
решил поставить в нее хорошую аппаратуру. «Голову» купил Pioneer
DEH-3800, усилитель у приятеля четырехканальный, взял на пробу тоже
Pioneer, а акустику захотел именно трехкомпонентную, Hertz, и попросил
меня поставить и подключить. Я к тому времени уже кое-чему научился,
сделал подиумы в передние двери для мидбасов в нижней части дверей, для
средних частот собрал небольшие корпуса и установил их поверх обшивок,
ВЧ разместил на боковых стойках и направил их в центр стекла, усилитель
поставил в багажник. Когда я услышал первые звуки этой акустики, понял:
это - моё. Бас был мягким и глубоким, как будто мидбасы играли на объем
багажника, а не дверей, высокие частоты не резали уши, а были настолько
приятны, что я их даже прибавлял на ресивере. Середину первый раз
услышал в этой машине, так как ни разу не слышал, как играет
трёхкомпонентная акустика в авто. С отдельной полосой для СЧ звук
совсем другой, более чёткий и раздельный до ощутимости каждого предмета
композиции. Сосед мой был тоже под впечатлением, тут же набрал кучу
дисков из дома и слушал до ночи.
Вскоре, вдохновлённый этим, я отправился на «Горбушку» за компонентами для будущей трёхполосной системы в своей машине.
Денег на весь комплект сразу тогда не было, решил покупать все по
отдельности, по кусочкам. Здесь особенно пригодилось то, что компоненты
Hertz можно приобретать по отдельности, а не обязательно полным
комплектом.
На НЧ в будущем трёхполосном фронте я выбрал Hertz HS 165L, на средние
частоты - купольную Ivolga CS-2.5 MID, про которую прочитал у вас в
журнале. Понравилась она мне тем, что не требовала объема и встала, как
я и хотел - в подиумах по бокам на торпедо. Для ВЧ выбрал PowerAcoustik
NEO-30, понравилось, как звучат.
Передние подиумы для HS 165L изготовил из фанеры пены и шпатлёвки.
Сначала вырезал подходящую форму из картона по форме обшивок передних
дверей, потом по этому шаблону из фанеры - основу подиумов и кольца по
форме ободков от колонок. Соединив по два кольца и придав им небольшой
наклон вверх, саморезами закрепил кольца на основе подиумов и залил всё
монтажной пеной. После того как пена высохла, обрезал её до нужной
формы, зашпатлевал шпатлёвкой со стекловолокном, потом довел обычной
шпатлевкой, вышкурил до идеальной поверхности и обтянул черным винилом
с нагревом феном. Перед установкой мидбасов передние двери были
проклеены виброизолом СТП, здесь я немного «попал»: хотел купить
материал «под фен», но его не было, пришлось брать самоклеящийся, а с
ним эффект не тот, когда клеишь «под фен» бас получается лучше и
жестче. Но мидбасы все же заиграли после этого неплохо.
С изготовлением подиумов пришлось помучаться: стойка в «классике» очень
узкая, а сам твитер - немалого размера. Изготовлены подиумы из одной
шпатлёвки со стекловолокном таким образом. Прикрутив обоймы от ВЧ на
середине высоты стоек, обмотал верхнюю часть обоймы изолентой и нанес
шпатлёвку. Подождав, пока шпатлёвка начала затвердевать, я быстренько
снял с обоймы верхнюю часть, а шпатлёвка по форме верхней части
осталась на стойке с обоймой. После окончательного отвердевания
шпатлёвки всё вышкурил и подготовил к обтяжке.
Среднечастотники Ivolga расположил на верху торпедо в небольших
подиумах, направив их под небольшим углом на водительское сидение.
СЧ-подиумы тоже целиком сделаны из шпатлёвки со стекловолокном и
небольших фанерных колец и вышкурены до идеальной формы. Потом, когда
переделывал салон, и те, и другие подиумы мне обтянули желтой кожей
знакомые мастера.
Фронтальная акустика работает через кроссоверы Hertz, причём ВЧ и
СЧ-головки - через 3-полосный кроссовер, а мидбасы - через 2-полосный,
так получается перекрытие полос НЧ и СЧ, звук лучше, чем если просто
всю трешку подключить к 3-полосному кроссоверу.
После фронта взялся за тыл, состоящий из мидбасов Hertz HS 165 и
твитеров HT 25. Решил сделать заднюю полку-корпус. Она состоит из
боковых фанерных стенок, а сверху - крышка из 15-миллиметрового ДСП. На
ней ближе к центру стоят мидбасы, а по бокам под углом - пищалки.
Всю деревянную конструкцию залил монтажной пеной, а изнутри корпус
промазал герметиком. С помощью шпатлёвки довел всё до нужной формы, под
твитеры сделал подиумы, а между мидбасами врезал два фазоинвертора,
которые мне сделали на заказ. Вся полка обтянута черным винилом.
Дошла очередь и до изготовления очередного саба, а их я уже поменял в
своей машине немерено, от простых ящиков до «стелсов» в крыло,
большинство - на головках Hertz. Но на этот раз решил встроить сабвуфер
в нишу спинкой заднего сиденья, сделав фазоинвертор с двумя тоннелями.
На «Горбушке» купил новенькую головку Hertz HX 300 и начал собирать. По
расчётам корпус получился около 60 л, чего вроде должно было хватить
для «трехсотого». По шаблонам вырезал все детали из 18-миллиметровой
фанеры корпуса и с помощью саморезов и герметика собрал короб.
12-дюймовая головка еле залезла внутрь короба, пришлось даже
подпиливать стенки внутри корпуса, а с динамика снимать уплотнитель,
динамик был установлен изнутри, чтобы при большой громкости диффузор не
бился об усилитель кузова, расположенный напротив. Место установки
готового корпуса тщательно проклеил СТП, а сам корпус прикрутил
саморезами к кузову с помощью небольших проставок из фанеры.
Раскачивает сабвуфер двухканальный усилитель Callcel 350.2, включенный
мостом.
Этот усилитель и четырёхканальный MacAudio Pulsar 4, работающий на
фронт и тыл, закреплены на задней стенке корпуса саба в багажнике,
между ними чётко поместился фарадный конденсатор ArtSound. Интерьер
багажника был полностью переделан, но место для инструмента всё же
осталось, и запаска по-прежнему на своем месте. Все фальшпанели
выполнены из фанеры и обтянуты карпетом, они к тому же очень легко
снимаются, так что можно и побольше груз положить.
Головой всему этому был выбран Alpine CDA-9833R, в нем было все, что я
хотел: многофункциональный эквалайзер и временные задержки.
Настраивал систему я долго и тщательно, и тоже по кусочкам. Сначала
слушал кучу разных дисков, добиваясь точного совпадения мидбасов и
саба, чтобы он не запаздывал и не гудел попусту. Сперва настроил фронт
усилителем так, чтобы на максимальной громкости ресивера не возникало
перегрузок. Остальное донастроил «головой», середину сделал более
выделенной, но не слишком завышенной, а на ВЧ убрал усиление в полосе
около 12 кГц.
Когда отстроил фронт и тыл, подключил саб, ограничив его полосу на 70
Гц одновременно фильтром на усилителе и в головном устройстве. Попал в
самую точку: все отрабатывало, как на дискотеке: бас жесткий, точный,
продирающий тело.
Последним этапом стало выставление сцены перед водительским сиденьем с
помощью задержек в Alpine CDA 9833R. Но ещё перед этим я воспользовался
тем, что и ВЧ, и СЧ-головки вращаются в своих обоймах, а это огромный
плюс для выставления нужной звуковой картины.
Тыл я оттянул задержками чуть дальше того места, где он находился
(виртуально, конечно), как бы за заднее стекло, это же действие
расширило звуковую сцену в салоне.
Когда совместил полученные настройки фронта и тыла фейдером, сцена
получилась там, где я и хотел ее добиться, даже немного неожиданно.
Звучание фронта вышло очень сбалансированным, четким и насыщенным, тыл
подыгрывал фронту очень точно и уверенно, без лишних призвуков.
Включенный последним саб завершил настройку, в итоге все
громкоговорители встали на свои позиции и воспроизвели именно тот звук,
за который я так долго и тщательно боролся.
Впервые в течение целого года я ничего не менял и не переделывал в
«семерке». По звуку. Внешне - да, переделал, салон был перетянут в
жёлто-черный цвет, а кузов перекрашен из «Рапсодии» в «Субару 555».
Теперь уже не по кусочкам, а целиком...