Рассказ об аудиосистеме, построенной мной в автомобиле ВАЗ-21099,
хочется начать издалека, из 2003 года. Тогда в мартовском номере
журнала «Car & Music» было опубликовано моё письмо. Письмо
«чайника» в автозвуке, письмо человека, только что окунувшегося в
прекрасный мир car audio, письмо обалдевшего читателя. Чтобы вам было
понятно, для чего написано ЭТО письмо, позволю себе процитировать себя
самого трёхгодичной давности. Но это - чуть позже, а пока я предлагаю
вам историю о том, как у меня началась «другая жизнь».
Увлечение автозвуком, быстро и безнадёжно переросшее в очень серьёзное
заболевание, началось с совершенно случайного приобретения одного из
номеров «C&M», а именно - №10 за 2000 год, где рассказывалось об
изготовлении задней полки для ВАЗ-21099.
Ничего не подозревая, изготовив первую в своей жизни акустическую полку
для автомобиля, я подписал себе приговор на пожизненное, беспокойное,
полное невзгод и опасностей и вместе с тем очень интересное и
увлекательное, захватывающее и затягивающее членство во Всемирном
Обществе Любителей Автозвука. Так в 43 года у меня началась «другая»
жизнь.
Это был мой первый шаг на тернистом пути к правильному автомобильному
звуку. Мой второй шаг - приобретение 13-сантиметровых 2-компонентных АС
«Урал». После того, что имелось (а имелись «блины» в задней полке), я
был доволен.
Третий шаг - 12-дюймовая сабвуферная головка MTX T4124 и двухканальный
усилитель Blaupunkt. Тогда мне казалось, что это - верх совершенства.
Во всяком случае, в нашем городе в то время никто ТАК громко не играл.
И не беда, что гром гремел в багажнике и вместе с ним. Зато КАК!
Потом в мою жизнь пришёл замечательный журнал «АвтоЗвук». С каждым
новым номером я подрастал, я взрослел, набирался теоретических знаний -
набирался ума. «Другая жизнь» стала взрослой.
Затем появился 4-канальный усилитель Nakamichi для фронтальных АС,
ураловские динамики уступили место 16-сантиметровым Nakamichi,
добавились серединки Morel, «всему головой» (по вашему же меткому
выражению) стал Alpine CDA-9833R с прекрасными возможностями настройки
звука. В багажнике тоже произошли изменения: музыкальный JL Audio встал
на место громкого MTX. Это не было просто заменой одних компонентов
другими, изменилось моё отношение, мои требования к качеству звучания.
Всё это приобреталось постепенно. И каждому новому вживлению в
аудиосистему каждого нового компонента предшествовала полная или почти
полная разборка салона до голого железа. Правда, железо, собственно, к
тому времени было уже совсем не голое: полностью обработаны
вибродемпферами и шумоизоляцией двери, потолок, багажный отсек; пол
автомобиля многократно (до слоя в 3 мм) промазан мастикой «Кордон».
В новой системе мидбасовые динамики фронта крепятся через набор
вклеенных фанерных колец к приваренному к двери металлическому кольцу.
Технологические отверстия дверей через герметик заглушены
8-миллиметровой фанерой.
Предмет моей гордости - корпуса ВЧ-динамиков из алюминиевого сплава.
Идея была подсмотрена в машине бронзового призёра финала чемпионата
Европы 2000 года финна Тимо Ранконена («А3» №1/2001, «Студент»). Опоры
твитеров приварены к передним стойкам. Сами высокочастотники
установлены в сферические алюминиевые корпуса, выточенные из прутка
диаметром 70 мм. Корпуса на тонких, но жёстких ножках прикреплены к
стойкам и могут поворачиваться во всех плоскостях при настройке
звуковой сцены, для этого ослабляются винты, фиксирующие опорный
шарнир. Кстати, это - единственные детали аудиосистемы (из
самодельных), изготовленные за пределами гаража.
Сначала фронт был 2-полосным с поканальным усилением. Потом я добавил в
него СЧ-динамики Morel CDM-54, и получилась схема с 2,5-полосным
усилением. Частота раздела СЧ/ВЧ-диапазонов 3 кГц установлена штатным
пассивным кроссовером Nakamichi. Снизу СЧ-диапазон подрезан кроссовером
головного устройства на частоте 630 Гц. Диапазон частот,
воспроизводимых мидбасовыми динамиками, находится в пределах 55 - 630
Гц. Саб играет до 55 Гц.
Низкая панель автомобиля сама подсказала место установки
среднечастотников. В ход пошла фанера, монтажная пена, стаканчики
из-под пюре «Роллтон», флис-кожа, и получились симпатичные корпуса для
знаменитых CDM-54.
Сабвуфер JL Audio 12W3 установлен в 35-литровый корпус закрытого типа,
расположенный в левом заднем углу багажника, и направлен диффузором в
заднюю полку. А для того чтобы суббас от JL Audio легче проникал в
салон, в полке вырезаны два отверстия диаметром 120 мм, имитирующие
порты фазоинверторов. Саб работает от двухканального Blaupunkt, каждая
катушка подключена к своему каналу. Я понимаю, что усилитель, конечно,
не фонтан, но, во-первых, это моё первое приобретение в «другой жизни»,
первый компонент системы, подаривший мне возможность услышать бас в
автомобиле, и этим он мне дорог. А во-вторых, этот маленький усилок в
паре с именитым сабом так здорово отработал свою партию, что удивил
многих специалистов. Получился отличный фронтальный бас, впечатление
такое, будто сабвуфер установлен на капоте.
Для удобства общения с головным устройством и безопасности движения
CD-ресивер Alpine CDA-9833R был перенесён со штатного места на верх
торпедо, а его пульт ДУ беспощадно попилен, порезан и вмонтирован в
руль.
Вся проводка выполнена в соответствии с правилами соревнований, с соблюдением калибров проводов и номиналов предохранителей.
Передние стойки, дверные панели, задняя полка, подиумы мидбасов
обтянуты флис-кожей тёмно-зелёного цвета. В багажнике - царство
карпета, материала недорогого, доступного и очень практичного. Голубым
неоном подсвечены диффузор саба, панель усилителей, задняя полка и
двигатель. А чтобы эту красоту было видно всем желающим, я, не
раздумывая долго, вырезал в капоте и крышке багажника по два люка и
закрыл их прозрачным поликарбонатом толщиной 10 мм.
Вот такая получилась симпатичная машинка с хорошим звуком.
А теперь хочу вернуться на три года назад. «...Мне очень хочется
побывать на соревнованиях по автозвуковому спорту и, может быть, даже
поучаствовать. Скорее не для того, чтобы отхватить какой-нибудь приз, а
чтобы посмотреть на других, понять свои ошибки и просчёты». Так я думал
(и писал в редакцию) в марте 2003 года.
Через год я созрел. И поучаствовал. Первый блин, как это часто
случается, получился комом. Однако руки не опустились, наоборот,
зародилось огромное желание довести начатое до положительного
результата. Ещё год работал всё свободное время в гараже и в автомобиле.
Сезон 2005 года стал подтверждением того, что время, силы и средства оказались не потрачены, а вложены. Судите сами:
Май 2005, Екатеринбург, этап чемпионата EMMA Россия - 2-е место в классе «Любитель 600».
Июнь 2005, Уфа - 2-е место в том же классе.
Сентябрь 2005, Москва. Финал чемпионата России, снова 2-е место, но теперь это означает и гордое звание «Вице-чемпион России».
Так оценили мою работу профессионалы, а лучшей оценкой зрителей стал
вопрос: «Где вам это делали?». Сказать, что я был счастлив слышать
такой вопрос, а ещё больше - отвечать на него значит не сказать ничего.
Вот так, не имея (вначале) никакого опыта, никакой практики,
руководствуясь рекомендациями «из литературы», мне удалось построить в
своём автомобиле достойную аудиосистему.
Я ничего не сказал о звуковой сцене, о её ширине, высоте и глубине, о
скрипках и флейтах, о контрабасе и большом турецком барабане. Поверьте,
всё это расположено и звучит ровно на второе место национального финала
России, всё запротоколировано. Мне хотелось бы сказать о другом. Трудно
было бы завершить эту работу без помощи друзей (и собственного сына), а
особо я хочу выразить признательность Виктору Иванову из
екатеринбургского «Отдела технической эстетики» за громадную кучу
полезных советов по подготовке автомобиля и судье EMMA Россия
Константину Зяблицеву за вовремя сказанные тёплые слова. «Другая жизнь»
продолжается!